Бодрого всем!
Друзья, мы с вами расстались с Сидором Артемьевичем и его отрядом летом 1942 года в Брянских лесах. Очень знаковое для Сумского партизанского соединения получилось время. Отряд наладил устойчивую связь с Большой землей, вырос количественно и качественно, приобрел свой, можно сказать фирменный стиль работы, бойцы Ковпака как любимый сказочный герой всех хоббитов Сумасшедший Бильбо Бэггинс тихо исчезали, а потом возникали из ниоткуда, с шумом, треском и кучей сокровищ.
Год 1942 для страны выдался очень трудным, в результате неудачной Харьковской операции был срублен Барвенковский выступ и немецкие панцерваффе ломанулись к нефти Кавказа и Сталинграду, потерян Крым и Севастополь, Ленинград задыхался в блокаде. Фронт трещал от напряжения и был готов рухнуть в любой момент, и тут любая, даже самая маленькая помощь была, что называется в строку. Сгоняв на лето рейдом в родную Сумскую область, Ковпак там изрядно пошумел. Освободили от немцев Путивль, и пока стрелковые подразделения отряда несколько дней отражали атаки фрицев и полицайских унтерменшей, диверсионные группы Ковпака рвали железную дорогу. Изрядно нашумев и притянув к себе крупные силы фрицев, отряд снова прорвался в Брянские леса.
По выходу в Южный партизанский край, в отряде прошло переформирование: сформировано четыре стрелковых батальона (Путивльский, Глуховский, Шалыгинский, Кролевецкий). Оперативные группы были переформированы в роты, их стало 13. Помимо этого в отряде имелся штаб во главе с Григорием Яковлевичем Базымой, который до войны директорствовал в Путивльской школе, медицинская часть, оружейная мастерская, главразведка по главе с кадровым офицером-разведчиком И.И. Бережным, хозяйственная часть. Замом Ковпака по разведке был, уже упоминаемый нами Петр Вершигора, типичнейший «пиджак», призванный в армию в связи с началом Великой Отечественной войны режиссер Киевской киностудии. Кто бы мог подумать, что к 1944 году из него вырастет настоящий ас разведки и эксперт диверсионной войны.
Наличие собственных аэродромов на территории Брянского партизанского края позволило эвакуировать раненных, членов семей партизан, тех, кого успели вывезти от немцев. Наладить снабжение боеприпасами, взрывчаткой, средствами взрывания и некоторыми видами специального оружия. Так, особо ценились винтовки Мосина с приборами «Брамит» для бесшумной стрельбы, противотанковые ружья, магнитные и мины с часовым механизмом.
При этом структура отряда была очень гибкой. Так, наиболее боеспособные и престижные подразделения отряда – третья рота Федора Карпенко, группы диверсантов-подрывников и взвод конной разведки соответственно были и наиболее востребованными в плане боевой работы. Как правило, именно они и были той затычкой, которую пихали в каждую бочку. В результате нагрузка у них была больше, чем в обычных стрелковых ротах, много людей отсеивалось, переходило из подразделения в подразделение. Помимо этого сами подразделения могли меняться до неузнаваемости. К примеру, в то время пока отряд Ковпака базировался в Спадщанском лесу, разведка отряда была пешей, основной упор делался на агентурную работу с населением. Как только отряд стал рейдовым, моментально было образовано отделение конной разведки. Акценты в разведывательной работе отряда сместились, у ковпаковцев уже не было возможности получать сведения о противнике путем длительного наблюдения за ним, поэтому вероятнее всего отряд получил информацию от местных стационарных отрядов и подпольщиков. И так практически по всем боевым подразделениям. Не было в отряде противотанковых ружей, отрядные минеры рвали железнодорожные пути, разрушали стрелки, минировали шоссе. Как только появились, тактика тут же дополнилась, стали расстреливать паровозы и автомашины из засад с помощью противотанковых ружей. Бахнуть из ПТРД можно и за километр, цель размером с хороший сарай, пуля калибра 14,5 наносит технике фатальные повреждения, которые не всегда можно исправить в короткие сроки. Вот и проявляется еще одна слагаемая успехов партизан Ковпака – гибкость тактики, отсутствие шаблонов.
После знаменитого совещания с руководителями наиболее крупных партизанских отрядов в Москве осенью 1942 года, отряд готовился выступить в Сталинский рейд. Те задачи, что нам известны, достаточно «просты»: развитие партизанского движения на Правобережной Украине, формирование новых партизанских отрядов и партизанского края в лесных массивах южного Полесья, разведка сил и средств, которыми располагало оккупационное командование на территории за Днепром. Об остальных задачах, поставленных перед Ковпаком командованием Красной Армии, думаю, станет известно лет через 70, дела разведки не любят огласки.
Сразу обозначим часть тех сложностей, с которыми столкнулись партизаны перед выходом в рейд:
- рейд начинается на повозках, продолжается на санях, заканчивается снова на повозках! Прикиньте, каково пришлось, хозяйственникам Ковпака в ходе рейда? Какие чудеса изворотливости они проявили, когда на территории занятой противником отыскали возможность дважды перевести отряд с колес на полозья и обратно;
- форсирование большого количества крупных и мелких речных преград (Днепр, Припять, Десна, Случ и целая туча мелких рек и речушек), в холодное время года, осенние, зимние, да и весенние купания под дождем и снегом здоровья не добавляют никому;
- снабжение отряда боеприпасами, медикаментами, шмотом и продовольствием на незнакомой местности составляло тот еще квест, который пришлось решать в процессе рейда. По воспоминаниям Ковпака, Вершигоры, да и других партизан известно, что в отряде на вооружении было советское, немецкое, французское, венгерское, чешское, и еще фиг знает какое оружие. Представьте себе головную боль тыловика, которому надо снабдить патронами и снарядами всю это оружейную петрушку. А теперь умножьте ее на то, что все это нужно делать в движении в тылу противника.
- обеспечение отрядов подвижным составом и уход за ним. Чтоб совсем понятно было, требуется найти нужное количество лошадей и повозок. Лошадей надо иметь здоровых, повозки исправными. Тоже та еще задача, лошадка, в отличии от человека, существо очень нежное, требующее правильного ухода и кормления. По своему опыту знаю, что неправильно закрепленная седелка (это такое маленькое седло, которое размещается на холке коня и поддерживает оглобли телеги) способно сбить спину лошади за два часа в кровь. А лечить потом долго и трудно, да и лошадь из работы выключается сразу. Плюс их еще кормить надо, на сене лошадь много не пройдет, и работать не будет, нужен овес.
Для чего я все это так подробно описываю? Друзья, для того, чтобы вы себе хотя бы примерно представляли размер того комка проблем и забот, которые решали наши с вами предки.
И вот представьте, что около тысячи бойцов, которых со всем их имуществом, вооружением, средствами усиления по контролируемой немцами территории нужно перевести из Брянских лесов в белорусское Полесье с минимальными потерями, а по пути еще и проводить разведку и диверсии. Ну что, двинули. Подразделения Ковпака вышли из Брянских лесов 26 октября 1942 года, в сухую и холодную осеннюю ночь.
По воспоминаниям Вершигоры, первая часть рейда проходила тихо и спокойно. Успешно избежав встреч с немецкими заслонами на границе партизанской зоны ответственности, батальоны Ковпака двигались в сторону Белорусского Полесья. Порядок движения отряда был отработан следующим образом: вперед на расстояние одного дневного перехода уходила дальняя разведка, которая отвечала за определение мест стоянки и отдыха, наличие противника, его численность и всякое такое, обычно с ними имелся проводник из числа местных жителей (чаще всего это были местные партизаны или подпольщики). Связь с основными силами поддерживалась с помощью посыльных. Перед основной колонной отряда двигалась ближняя разведка и головная походная застава, обычно это были одна или две стрелковые роты, состав которых определялся штабом отряда, исходя из боевой обстановки. На направления возможного появления крупных сил противника выставлялись специальные заслоны, они должны были задержать возможную атаку и дать время для развертывания основных сил отряда. Пройдя таким макаром несколько дней, отряд вставал на длительный отдых. Для этого подбиралось либо крупное село, которое можно было легко оборонять, либо большой лесной массив. За время отдыха приводился в порядок подвижной состав (ремонтировались брички, телеги, подковывались кони), намечались дальнейшие маршруты движения, обычно один основной и пара-тройка резервных. Дороги форсировались максимально быстро, обычно ночью, когда движение по ним минимально. Встречные патрули и одиночные машины уничтожались.
Все изменилось, когда через неделю марша одна из походных застав захватила обоз со спиртом. Вершигора вспоминает что, руководство отряда не успело пресечь массовую пьянку, и как следствие этого во время движения отряда началось пьяное веселье со стрельбой из всего, что было под рукой, ну кроме пушек. Отряд, что называется спалился, и по решению командования пошел дальше с шумом и треском. То есть, снося мелкие гарнизоны, разнося вдребезги небольшие отряды полицаев и тыловых войск, ковпаковцы полетели к Днепру. А чтобы противник не успел зажать соединение во время движения, летели ускоренным маршем, проходя в день по 60 километров. Поверьте, ребята, это супер дофига, по тогдашним уставам и наставлениям нормальным считался дневной переход в 30-40 километров, после нескольких дней марша полагалась обязательная дневка и отдых. Ковпак и его команда держали такой темп в течении ЧЕТЫРНАДЦАТИ дней. Немцы просто не успевали за партизанами.
Ко дню Великой Октябрьской социалистической революции (для тех кто не в теме – это 7 ноября) Сумское партизанское соединение подошло к Днепру в районе старинного местечка Лоев на самом юго-востоке Белоруссии. Одновременно с Ковпаком к этому же месту выскочил рейдовый отряд другого знаменитого партизана – Александра Николаевича Сабурова. Ну кто бы мог подумать, это же чистая случайность, когда два таких великолепных партизанских командира встречаются в глубоком немецком тылу? На самом деле конечно же нет, запланировано все было еще в Москве, отряды выходили из Брянских лесов одновременно и двигались параллельными маршрутами.
Разведчики Ковпака махнув через Днепр на лодках мимоходом захватили Лоев, благо его гарнизон состоял из пары десятков полицаев, и обеспечили контроль для переправы отрядов. Форсирование такой крупной реки как Днепр не тривиальная задача даже для регулярного подразделения со штатными понтонными парками, а тут обычные партизаны. Тем не менее, с задачей справились, собрав по окрестным селам лодки и паромы, на которых переправили повозки и личный состав, лошадей пускали вплавь. Разнеся в скоротечном бою силы вспомогательной полиции оккупантов в районе Лоева, ковпаковцы форсированным маршем двинули к Припяти, куда и прибыли уже 20 ноября. Форсировав реку, отряд вошел в гигантский лесной массив, протянувшийся по югу Белоруссии и северным районам Житомирской и Ровенской областей Украины. Страна лесов и болот, с очень плохо развитой дорожной сетью оказалась идеальным местом для формирования нового партизанского края. Серьезные проблемы партизанам могли доставить немцы и полицаи, стоящие гарнизонами в районных центрах Лельчацы и Словечно, для обеспечения собственной безопасности и формирования партизанского края гансов нужно было приземлять. Ковпаку достались Лельчацы. Бой получился очень тяжелым, в поселке было несколько хорошо укрепленных каменных зданий, приспособленных к круговой обороне, плюс в пьедестале памятника Ленину была оборудована долговременная огневая точка. Вот тут партизанам здорово помогло наличие артиллерии и противотанковых ружей, благодаря которым сопротивление было подавлено.
Следующую крупную операцию Ковпак задумал и провел через месяц. Знаменитый Сарнский крест, виртуозно проведенная диверсия, достойная внесения в анналы всех партизанских учебников. В городке Сарны сходились две железнодорожные ветки: Барановичи-Ровно и Ковель-Киев, это важная узловая станция, охрана ее была соответствующей, здоровущий гарнизон со средствами усиления в виде артиллерии и танков, плюс возможность быстро нарастить его численность за счет переброски подкреплений с близлежащих гарнизонов. Короче крепкий орешек, имеющимися силами в лоб его было не взять. И опять же сработала ковпаковская гибкость, хитрость и удача. Сама по себе операция была гиперсложной для того времени по координации. Пятью боевыми диверсионными группами одновременно рванули пять мостов с четырех сторон заблокировав движение по железке на месяц, и если участок Барановичи-Ровно был рокадный и особого влияния на перевозки не оказывал, то участок Ковель-Киев имел стратегически важное для фронта значение.
Уничтожив гарнизоны фрицев, Ковпак и Сабуров стали рулить здоровенной территорией, размером как две Франции. Однако вопрос выживаемости новообразованного партизанского края зависел от той помощи, которую ему могла оказать Большая земля. Нужно было эвакуировать раненых и больных, пополнять запасы медикаментов, боеприпасов и взрывчатки. Но площадку для аэродрома искать пришлось долго, край лесной да болотистый, подходящих мест очень мало. В итоге аэродром развернули на льду большого озера с красивым названием Червоное. Развернув посадочную площадку прямо на озерном льду, отряд установил прочную связь с Большой землей. На тот момент раненых было более 200 человек, легкораненые проходили лечение в медсанчасти отряда, тяжелых переправил в тыл. Показательно отношение к своим раненым у Ковпака: их не оставляли в местных партизанских отрядах и населенных пунктах. Отряд всегда вез своих раненых с собой, в этой истории есть только одно исключение, о нем я расскажу в следующей части рассказа об отряде Ковпака.
Сталинский рейд Сумского партизанского соединения закончился. Ковпаковцы прошли с боями более полутора тысяч километров. На территории Белоруссии там, где регулярные части и соединения Красной Армии окажутся только через два года, ковпаковцы уже били немцев.
Фото 1. Петр Вершигора
Фото 2. Партизаны Ковпака на марше, обратите внимание какие лоснящиеся и ухоженные кони у бойцов.
Фото 3. Схема летнего рейда Ковпака, обратите внимание на то, сколько групп работало на железной дороге.
Фото 3. Схема Сталинского рейда.
Фото 4. Тот самый памятник в Лельчицах, из которого немцы сделали ДОТ, правда уже восстановленный
Все схемы взяты на сайте: https://kovpak.online/
#Татаринов@catx2
#Заметка@catx2